Среда, 22.11.2017, 12:26

Я узнал, что у меня есть огромная семья, и травинка, и лесок, в поле - каждый колосок.
Речка, небо голубое, это все мое, родное! Это Родина моя, всех люблю на свете я! "БРАТ-2"
© Стих "Родина!" В. Орлов
Форум Главная Регистрация Вход Поиск
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Статистика

Онлайн всего: 3
Гостей: 3
Пользователей: 0
 Каталог статей 
Главная » Статьи » Мои статьи

Тунгусский прорыв - 2015. Часть 3.

Предыдущая часть здесь

20.08.15

Последний «очаг» цивилизации. Дальше только бездорожье

 

Когда я прикидывал дорогу по спутниковым снимкам, то от буфера у меня нарисовались два трека. Они шли параллельно друг другу и соединялись километров через 80 от буфера. Сначала вездеходный след шел по одной ветке, потом примерно посередине свернул на боковую просеку и соединился со второй веткой. Поначалу мы сворачивать не хотели, поехали прямо, но та просека заросла травой и скорость сильно упала, мы побоялись напороться в траве на пень, поваленное дерево или опрокинуться в глубокую промоину, коих было предостаточно по краям и по середине просек в траве. Решили повернуть обратно, не проехав и километра. В месте соединения дороги с моим вторым треком стоял указатель и оттуда начались километровые столбы и дорожные знаки. Теперь было видно, сколько еще телепать до Ванавары по этому говну. J Местные это место называют «крест» от слова «перекресток», видимо.

Попробовали поехать не по следу вездехода, но передумали

 

Решили вернуться обратно на вездеходный след.

 

Конец августа, а голубика в самом соку. В Карелии ее называют смешным словом "гонобобель"

 

Местами дорожка отличная, едем быстро

 

На «кресте» мы пообедали и двинули дальше. Двигались на 2-3 повышенной передаче. Старались объезжать колеи и глубоки лужи. В нескольких местах ходили искали объезды. Иногда приходилось лебедиться, когда с объездами было совсем плохо.

Первый перекресток с указателями. Он же «крест»

 

Вообще, как таковые, засадные места на зимнике – это броды через ручьи и мелкие речки, в это время года почти все пересохшие. Но, во-первых, почва в этих местах рыхлая и ненадежная, во-вторых, как бы ручей не пересыхал, он все равно есть, а дна у него нет - или грязь или торф, топкие и глубокие. Ну и в-третьих, после вездехода и особенно после «газелей», которые круглый год ездили в любую погоду и периодически меняли свою траекторию, каждый такой брод или исток представляет собой широкое место, распаханное глубокими колеями со стоячей в них водой, подпитываемой еле живым ручьем. Все это дело усугубляется густым лесом по «обочинам» зимника, где, чтобы объехать каждую такую лужу, нужно пилить себе отдельную просеку.

 

Несколько примеров «бродов»

 

 

Несколько примеров «бродов»

 

Несколько примеров «бродов»

 

Несколько примеров «бродов»

 

Несколько примеров «бродов»

 

Несколько примеров «бродов»

 

Несколько примеров «бродов»

 

Несколько примеров «бродов»

 

Вот такой экспонат попался. Давно, видимо там сидит.

 

ЗИЛ-157 с эвенкийскими номерами

 

На зимнике

 

Едем потихоньку

 

Ближе к вечеру, проехав порядка 80 км, мы уперлись в очередной такой участок. Первые 200 метров глины мы прошли на лебедках. Просека зимника все время забирала влево и что там было впереди, видно не было. Решили разведать дорогу дальше, но впереди, на полкилометра все было таким же, конца-края этой чаче видно не было. И лес по обочине стоял густой и весь в кочкарнике, причем провалы между кочками примерно по колено и даже по пояс. В общем, ехать надо напролом. Двигались все-таки рядом с колеей от вездехода, поскольку нырять в эти лужи с топким дном было чревато. Одно хорошо, хоть и далеко от дороги, но деревья вдоль нее росли, и лебедиться было за что. День был жарким и этот участок в огромном изобилии населяли всякие насекомые, какие-то черные бабочки, комары и наши любимые мокрецы, которые жрали людей и собак нещадно, лезли в глаза, под одежду и даже сквозь москитную сетку, и кусались очень больно.

Танкист, мощный штурман на две машины

 

Где-то неподалеку мишки ходят

 

Ночевать посреди этой Гримпенской трясины не хотелось, потому что некуда было поставить даже шатер поставить. Между нами и ближайшей «сухой» площадкой для шатра оставался заболоченный участок метров в 100 слева от основной колеи в болоте. Проехать даже на лебедке его не представлялось возможным. Дело в том, что в разные годы проезжающие по этим местам вездеходы втаптывали в эту жижу бревна, палки и прочие подобия старых гатей. Но это подобие грунта автомобиль все равно не держит. И когда начинаешь винчеваться, то машина тонет и как бульдозер собирает в кучу все «добро», втоптанное в это болото, отчего погружение усугубляется и машину вытащить становится еще сложнее. Поэтому решили строить свою гать, совсем не последнюю на этом маршруте. Начали в 9 вечера, проехали этот участок в темноте около часа ночи. Пилить березки для гати пришлось в ближайшем леске и потом таскать их по кочкарнику. Пришлось потрудиться. Да простят меня мои спутники, но я выбыл из строительства по причине плохой физической формы уже часа через полтора после начала. Парни мужественно закончили гать, и машины благополучно проехали самый жидкий участок по ней, аки посуху. Встали лагерем прямо рядом с колеей, найдя более-менее сухое место под шатер.

Проехать можно только здесь. Слева лес, справа за деревьями глубокие вездеходные колеи в глине

 

Начали строить гать. по бокам тоже не пройти - пни и бурелом в траве

 

За день прошли чуть больше 90 км, причем, последние метров 300 шли около 6 часов.

 

21.08.15

Для лагеря нашли место посуше

 

Утро сразу же было жарким. За вчерашний день все изрядно устали и сегодня шевелились как сонные мухи. Оказалось, что кроме меня у остальных вчера тоже начались разного рода проблемы со здоровьем. У Двенадцатого воспалился старый ушиб большого пальца на ноге, видимо он его хорошенько намял, лазая в темноте с бензопилой по скользким корневищам, пням и кочкам, по колено в воде. В последствии этот палец беспокоил его до самой Ванавары. Первое время Жека еще пытался ходить в болотниках, но скоро палец разбарабанило так, что он перестал гнуться и помещаться в любую обувь, поэтому, при первой же возможности Двенадцатый разувался и мочил ногу в холодной луже для облегчения, а в остальное время, просто ходил в кроссовках прямо по болоту. У ТАНКИСТа, как он предположил, начались проблемы с сердцем, и он частенько стал пить какую-то сердечную вонючку перед сном.

Тут своим ходом никак, глубоко, пришлось гатить этот «плывун»

 

Вчерашняя наша гать

 

К тому же, у меня протекла одна из канистр с дизтопливом в салоне, пришлось срочно заправляться из поврежденной и имеющих подозрения на повреждения канистр. Заодно, пришлось полностью выгрузить все из салона, все что можно протереть и оставить салон на ночь на проветривание. Так что сборы длились долго. Часть пустых канистр, пустые газовые баллоны и мешок с мусором мы оставили до нашего возвращения, чтобы на обратном пути забрать и вывезти в город. Все это барахло завалили промасленными и просоляренными тряпками, чтобы косолапый и другие звери не раздербанили мусор по лесу.

Тяжело это болото нам дается

 

Двигаемся потихоньку. Лебедки в работе

 

Попробовал маневрировать в колее с 0 давлением в колесах

 

Хорошо, что диски неразуваемые

 

Соляры у нас осталось по 170 литров (в баках и канистрах).

Выехали сильно после обеда. Побуксовали, полебедились до начала сумерек, да и встали в 350 метрах от предыдущего лагеря. J Спать легли рано. Получилась эдакая полудневка.

 

22.08.15

В этот день встали более-менее отдохнувшими, поэтому собрались за час.

Мы все еще собирались, когда к нам сзади подъехал МТЛБ с несколькими мужиками. Сказали, что они едут из Чемдальска тут недалеко, едут делать отвод леса для зимней заготовки и вывоза, по-простому – размечать будущие деляны. Один все спрашивал, нет ли у нас пива. J Ребята очень удивлялись, увидев нас так далеко от буфера, особенно взглянув на госномера и расспросив откуда мы. Конечно же утверждали, что дальше мы не проедем, хотя один из них справедливо заметил, что, раз сюда мы доехали, то и дальше можем попытаться. А тот чувак, что просил пива, сказал, что дальше они не ездили, но там не проехать никак. J Еще им очень понравилась наша «палатка», сказали, что раньше они таких не видели.

В общем, посоветовав на обратном пути нам свернуть на Чемдальск, лесорубы уехали вперед прямо по колее, в которую мы старательно пытались не упасть. И мы все еще стояли посреди какого-то бесконечного болота, которого за вчерашний день проехали 350 метров.

Проезжая часть J

 

Пробуем обойти болото слева

 

Выехали в 10. Стараясь держаться также в стороне от колей, прошли часть болота по правой обочине, где-то по мху, где-то по молодому березняку со стволами толщиной не больше 5-7 см (все, что можно валить силовым бампером - трава). Когда слева от колеи проехать не получалось – падали в колею от вездехода и ехали либо ходом, либо на лебедках. К слову сказать, следы от «газелей» там тоже были справа, но их колеи настолько глубокие, что, свалившись в одну из них, выбираться приходилось тяжело, а ехать по ним надо далеко, поэтому, решили держаться колеи вездехода, она была не настолько глубокой, хотя и более жидкой. Двенадцатый один раз попробовал пойти ходом левыми колесами по колее, а правыми по «обочине» и чуть не завалил машину на бок. Колея оказалась так глубока, что он чуть не зачерпнул воды в открытое окно водительской двери. При этом правые колеса на некоторое время оторвались от грунта и крутились в воздухе. Благо были включены все блокировки, понижайка, третья передача и «тапок в пол». Короче, чудом он выскоблился оттуда, и мы в дальнейшем таких маневров старались избегать.

Все возможные маршруты сначала проходятся пешком

 

После обеда, обойдя очередной ручей справа по гати, мы наконец-то прошли это затяжное болото длиной 3 км. Дальше дорога пошла такая же, какая была до него.

Очередная засада

 

Но штурман и лебедка помогают пройти и ее

 

Больше сложных засад не было, поэтому за оставшуюся часть дня мы проехали около 60 км. По дороге Двенадцатый подстрелил глухаря. Остановились только тогда, когда в 9 вечера свернули на зимник Кежма-Ванавара, если до этого дорога шла на восток, то теперь мы должны были ехать на север. Судя по топографическим картам, дальше нас ждало много бродов. Мы проехали после поворота пару километров до первого брода, походили по нему, посмотрели. Обычная перемешанная болотина, с торчащими в разные стороны корягами.

Тут нужно отметить что у нас нарисовалась еще одна маленькая проблемка- закончилась питьевая вода, а набрать ее было негде. Точнее воды кругом было полно, но она представляла собой либо жидкий раствор глины, либо мутно-зеленую пузырящуюся жижу, в общем не пригодную ни для питья, ни для приготовления пищи, ни даже для мытья рук. Поэтому было решено отправиться в лес на поиски ручья или родника питающего эту болотину или хотя бы лужи с отстоявшейся водой. Взяли пустые пластиковые бутылки, канистры и конечно ружье, на всякий случай. Недолго петляя по лесной низине, нашли родник, к которому подходила звериная тропа. Попробовали воду- вкусная, стали, аккуратно что б не взбаламутить, набирать в пластиковые бутыли и переливать в канистры. Набрали воды и встали на ночлег, отъехав назад на более сухое место. Варили шулюм и ужинали уже в темноте.

 Сходили по воду, теперь можно приготовить ужин и чай

 

Диковато смотрятся новенькие дорожные знаки посреди тайги (знаки ставятся зимой и для зимника)

 

Фото на память на втором «кресте»

 

 

23.08.15

Первый брод на зимнике Кежма-Ванавара сразу нам показался достаточно сложным. Мы начали день со строительства гати на первом из трех ручьев, разлившихся в этом месте. Проехали первый ручей по своей «переправе», а остальные засады мы прошли ногами и определили оптимальную траекторию, поэтому там обошлось без гатей и лебедки. Возле гати Двенадцатый забыл свой любимый топор, о чем он непрестанно нам и себе напоминал всю дорогу. J

Гать подстелили, но немножко все равно застрял и тут же «посеял» топор

 

Первый ручей на зимнике Кежма-Ванавара

 

Дальше дорога пошла повеселее. Местность становилась все более болотистой, вместо сосен и берез стало попадаться все больше лиственниц. Засадных мест тоже стало намного больше. Каждый брод давался все сложнее и сложнее. Лебедки работали на пределе, штурман тоже.

 Про штурмана надо сказать отдельно. Так получилось, что Танкист у нас был единственным штурманом на две машины. Выискивая выгодные траектории для проезда машин, он ежедневно пробегал по лесам и болотам примерно столько же, сколько за день наматывал навигатор. Если к этому добавить работу с лебедками, корозащитой, траками, хай-джэком, топором и пилой, то получалось, что он каждый день проходил суточный трофи-рейдовый этап, коих он выиграл великое множество в своей жизни. В нашем регионе Танкист- не раз занимал первые места в качестве штурмана. Понятное дело, на месте ни кто не стоял, все постоянно помогали друг другу, но наш штурман постоянно был «впереди планеты всей»!  

Без лебедки там никуда

 

Давление в колесах околонулевое…

 

…примерно вот такое

 

Погода немного над нами сжалилась и солнце перестало печь, соответственно, в болотах вместо жутких и кровожадных мокрецов, жрать нас стали обычные комары, с ними жить можно.

За день проехали порядка 30 км.

 

 

 

Место для ночлега нашлось само по себе. Когда начали сгущаться сумерки, долго ничего подходящего не попадалось. Дорога сырая, лужи и болото вокруг. Но вскоре мы подъехали к Аянской гриве, поднялись на нее и подъехали к вырубу. На вырубе стоял сарай, вокруг валялось много старых бревен и всяких железяк. Как потом оказалось, здесь когда-то бурили разведочную скважину, которая стояла законсервированной с 1995 года. Но сухая площадка и сарай с печкой и нарами нам поначалу показался подарком. Дверь туда была прикрыта и на ней, а также внутри виднелись следы когтей какого-то зверя, наверное, мишки. Но мишек мы не увидели, зато увидели в сарае тучу ос, которые организовали там себе гнездо в тепле и сухости.

В этом сарае/балке воевали с осами, а потом ужинали и спали

 

Возможно, мишка баловался в сарае

 

Пока я тупил в машине с переброской видео с видеорегистратора на жесткий диск, да и вообще, просто тупил, Двенадцатый и ТАНКИСТ воевали с осами. Сарай деревянный, поэтому принесенная газовая горелка была отвергнута. На предложение, разобрать пол тоже поступил отрицательный ответ. Парни вооружились «рефтамидом» и устроили хим.атаку на этих тварей. Всех врагов, лезущих через щели в полу они травили и убивали палками. В итоге, потравив большую часть насекомых и разобрав пол, они уничтожили гнездо. Из потерь – два укуса у ТАНКИСТА и минус два баллона «рефтамида».

Ждет…

 

Спать легли в балке. У Двенадцатого сильно воспалился «любимый» палец на ноге, и ступня полностью опухла, поднялась температура. Он вооружился аптечкой и не спал всю ночь, воюя с воспалением.

 

Продолжение здесь

Категория: Мои статьи | Добавил: Шевген (09.12.2015)
Просмотров: 509 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Поиск
Категории раздела
Мои статьи [18]
Поиск
Категории раздела
Мои статьи [18]
Поиск
Категории раздела
Мои статьи [18]