Четверг, 18.04.2024, 15:25

Я узнал, что у меня есть огромная семья, и травинка, и лесок, в поле - каждый колосок.
Речка, небо голубое, это все мое, родное! Это Родина моя, всех люблю на свете я! "БРАТ-2"
© Стих "Родина!" В. Орлов
Форум Главная Регистрация Вход Поиск
Приветствую Вас, Гость · RSS
Меню сайта
Почта
Логин:
Пароль:

(что это)
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
 Каталог статей 
Главная » Статьи » Мои статьи

Тунгусский прорыв - 2015. Часть 5.

Предыдущая часть здесь

28.08.15

Утром собрались быстро и сразу же решили по следам вездехода по лесу не пробиваться, а свернуть на право к гриве и идти вдоль нее, по твердому. Ну как твердому…

Затяжная лужа вдоль гривы, но дно не топкое

 

Мы опять шли по ручью. Иногда приходилось штурмовать особенно глубокую воду ходом. Но ехали в целом бодро. Дорога снова поднялась от реки и пошла по обычному в этих краях «лесо-болоту».

Тут прошел вездеход, и нам надо туда же ехать. Но едется тяжело

 

«Громила» как обычно позади стоит, ждет

 

Глубоковато сидит

 

Вот на этих колесах здесь ехали «Ратиборы» в 2013 году

 

А на таких колесах тут ездили несколько лет «газели»

 

На одном затяжном глиняном отрезке зимника, на широком участке, свободном от деревьев, прямо рядом с колеей в траве я не заметил высокий пень и налетел на него левым передним колесом. Сразу раздалось громкое шипение. Остановились, оказалось, что обод диска погнулся с внутренней стороны колеса. Буквально за полчаса до этого пня дорога стала чуть потверже, и я как-то по наитию решил подкачаться до 0.8 вместо 0.3 атмосфер. Если б не этот факт, я бы, наверное, остался без диска.

Найди пень на картинке

 

А в траве его было не видно

 

Диск помялся и воздух стал выходить (во вмятине видно внутренний бедлок)

 

Сняли колесо, спустили его в ноль и кувалдой и молотком выпрямили обод. Накачали колесо и поехали дальше.

Специально обученный человек знает, куда надо ударить кувалдой

 

Еще через два часа, объехав два болота прямо перед Тунгуской, мы выехали на берег реки. А на другом берегу увидели поселок Ванавара.

Последнее болото перед Ванаварой

 

За теми деревьями река, а за ней – цель поездки

 

Прошло всего 10 дней с того момента, как мы выехали из Усть-Илимска в тайгу и вот, цель нашей автоэкспедиции достигнута.

Добрались! Ура!

 

Вон она, на том берегу

 

Дальнейшие планы у нас были следующие. Сначала надо было найти брод и переехать реку, чтобы не оставлять машины и все вещи в лесу без присмотра, а оставить их где-нибудь в поселке. Затем мы хотели договориться с кем-нибудь из местных владельцев моторной лодки, чтобы преодолеть путь до кордона «Выезд», куда, судя по информации на сайте заповедника можно добраться на моторной лодке вниз по течению Подкаменной Тунгуски, а затем вверх по Чамбе. От этого кордона до избы Кулика (в районе эпицентра) еще 45 километров по т.н. «тропе Кулика» - тропинке в тайге, по которой к эпицентру ходят все туристы и исследователи. Либо попробовать преодолеть путь до «Выезда» на крузаках по вездеходной дороге (заповедник возит туристов туда и на вездеходе тоже). Если честно, в администрацию заповедника сообщать о себе мы не хотели, потому что хотели до эпицентра добраться сами. В крайнем случае, можно было попытаться пройти весь маршрут до эпицентра пешком (86 км), но тогда возникал вопрос, как форсировать Чамбу в районе первого кордона.

Вот такие лодочки там летают по реке. Шитик называются

 

Но задачи надо решать по мере их поступления, поэтому, первым делом мы начали искать брод. Проехали на машинах вдоль берега по вездеходным следам вверх по течению. Следы входили в воду около острова. Судя по спутниковому снимку, в этом месте река была немного шире, чем в районе поселка. Мы с Танкистом пошли мерить глубину, но пройдя пару сотен метров вдоль берега, так и не нашли ничего похожего на брод, дальше 30 метров в сторону другого берега не получилось отойти даже Танкисту в забродах. Решили, что утро вечера мудренее и надо разбивать лагерь на этом берегу, только ближе к Ванаваре.

Поселок в сумерках

 

Как обычно, поставили шатер, приготовили ужин, костерок с видом на Ванавару. Я спал в машине, а парни как обычно в шатре, ночью были заморозки, хотя дни стояли солнечные и даже жаркие.

 

29.08.15

Сегодня была суббота, день открытия охоты. Я как обычно, еще дрых в машине, когда около нашего лагеря остановились два охотника. Андрей, бывший работник ВЦ при геологической партии, расформированной в 90-е годы, а ныне работник местной котельной и его отец, приехавший из Краснодара в гости к сыну погостить и поохотиться. Андрей немного рассказал нам про Ванавару, про геологов, про работающую неподалеку от Ванавары буровую и сомнительного качества солярку, производимую там. Немного рассказал про брод. По его словам, самый мелкий брод был как раз там, где мы мерили дно. Но так как воды в этом году очень много, переехать реку у нас вряд ли получится. Также он вспомнил про парней на Ратиборах, приезжавших сюда в 2013 году, правда воды в реке тогда было примерно на полметра меньше, и кто-то из его знакомых в тот год на открытие охоты переходил реку вброд пешком, чтобы поохотиться на болоте на этой стороне Тунгуски. На случай если нам понадобится какая-нибудь помощь или информация, Андрей оставил нам свой номер телефона, и они с отцом отправились дальше охотиться. А мы решили еще раз промерить брод уже втроем.

Срезали пару длинных палок, отметили на них глубины и поехали на обеих машинах на остров, чтобы оттуда мерить глубину.

Машины оставили на острове перед бродом

 

В районе падения Тунгуского метеорита встречаются бородатые космонавты. Враждебности не проявляют.

 

С бродом так и не задалось, зайдя по пояс, теряешь устойчивость.

 

Измерения длились недолго. Почти сразу стало понятно, что река глубокая, длины забродов не хватало, а от берега не отошли даже на 50 метров. Мимо по середине реки проносились моторки не останавливаясь, что указывало на немалую глубину. Одна из моторок подплыла поближе, и ребята на борту посоветовали попробовать брод в районе нефтебазы ниже по течению за поселком. Мы развернулись и не солоно хлебавши двинули обратно в лагерь.

Далеко переправляться

 

Местные сказали, что здесь в этом году брода нет

 

Мы ехали по берегу к нашему лагерю и увидели, как к нашей стороне причаливает лодка. Лодка такая характерная, длинная, как нам потом рассказали, называется «шитик», специально предназначена для плавания по местным рекам. Вышел из лодки мужичок, представился как Евгений, тренер по лыжам в школе. Тоже охотник и рыбак. Он как раз возвращался из каких-то своих угодий, с охоты. Сильно удивлялся, как это мы так смогли летом приехать к ним по зимнику, предлагал всяческую помощь, тоже оставил свой телефон, а также несколько уток и рыбу. Еще он предложил свозить парней в забродах к броду у нефтебазы, чтобы промерить его с лодки. Я остался с собаками у машин. Через полчаса они вернулись и сообщили, что тот брод мельче, но река там такая же быстрая и широкая, метров 200, а глубина в броде колеблется от 120 до 150 см. Если бы вода была стоячая, то попытаться перейти такой брод было бы можно, но при такой силе течения, коллективно решили воздержаться. Отплывая Евгений предложил нам экскурсию в администрацию заповедника и вообще если мы захотим посетить Ванавару, в магазины и т.д.,то созвон в воскресенье вечером.

Евгений посадил парней к себе в шитик и отвез ко второму броду

 

А нам презентовал немного дичи и рыбы добытой сегодня утром.

 

По возвращении в лагерь решили, что на сегодня можно все дела прекратить, тем более, суббота и мы достигли цели поездки и вообще, мы в отпуске. Начали готовить обедо-ужин - шулюм и рыба, жаренная на костре.

Мы уже как-то привыкли, что местные жители, проезжая на машинах по противоположному берегу или проплывая мимо на моторных лодках снижали ходи или останавливались, завидев нас. Видимо, незнакомые легковые автомобили на этом берегу в летнее время – редкость. J Я чистил рыбу на берегу, когда к лагерю подплыла моторка и начала пришвартовываться к берегу. Из лодки вышел парень с женой и пацаном лет 3х. Стали знакомиться. Отца семейства зовут Макс, и он оказался одним из тех самых вездеходчиков, с которыми мы так хотели познакомиться. Его супруга, Светлана с интересом рассматривала наши машины, наш быт и, видимо наши заросшие бородатые физиономии, потому, что когда из-за шатра вышел Верный, она с улыбкой воскликнула,- смотри, у них даже собака бородатая! Мы рассмеялись. Завязалась беседа.

Ванавара. Вид с реки

 

Ванавара. Вид с реки

 

С Максом мы проговорили почти до темноты. И про брод, он подтвердил, что воды в реке примерно на полметра больше, чем обычно и «Витязь» плавающий, поэтому они сильно не заморачиваются с глубиной. Он даже предположил, что можно было бы перевезти крузаки через реку в грузовом отсеке вездехода по очереди, но потом справедливо заметил, что столько рейсов через реку туда-обратно вряд ли благотворно скажется на трасмиссии «Витязя» (вода в бортовых и т.д.). К тому же у них была договоренность перевезти трактор одного из местных фермеров, который трудился на покосе на нашей стороне реки. Кстати, парни как раз завтра собирались уехать в очередной рейс на Кату (буфер). Еще он рассказал, что кроме их вездехода с большой земли возят продукты летом еще одна команда вездеходчиков на ТМ-ке, которая сегодня-завтра должна приехать в Ванавару. Но они ездят по зимнику со стороны затопленного при запуске Богучанской ГЭС поселка Кежма. Там от цивилизации ходит паром по Ангаре. Видимо, переправлять фуру на пароме дорого, поэтому наши знакомые гонят фуру от Красноярска в Усть-Илимск и на буфер, а там перегружают все в вездеход и уже оттуда на вездеходе везут продукты в Ванавару. Когда «Витязя» не было, двумя «Газелями» фуру приходилось за два рейса вывозить. И ехали Газели дольше и поломок было много и застревали намного чаще.

Порасспрашивали мы и про дорогу. Почему они сделали такой резкий уход с зимника в сторону реки (где мы 800 метров прямо по лесу ехали рядом с колеей), оказалось, что прямо глиняный плывун, по которому даже они не рискуют ездить. Еще он рассказал, что след, уходящий вправо после Ушикты – это их старый след, они там раньше ездили на газелях, но на «Витязе» там не ездят из-за сильных боковых уклонов. Если бы мы свернули туда, то от Ушикты прямо вдоль гривы доехали бы до берега Тунгуски и пару-тройку километров шли бы по берегу, мимо всех тех зимовий, которые мы видели в бинокль на берегу.

Расспросили мы и про дорогу на Кежму, Макс сказал, что там дорога намного хуже, чем на Кату, больше болот и что там есть по пути большой брод через реку Чалобец. Так весь вечер и проговорили до темноты, мы рассказывали про свои путешествия, Макс про свои интересные случаи. Рассказали нам немного про Ванавару, про местную жизнь и быт.

Напоследок, расспросив про заправку, мы попросили купить и привезти нам солярки. Макс пообещав решить этот вопрос, посадил семейство в лодку и отчалил.

 

30.08.15

Наутро нас должен был разбудить проезжающий к переправе тракторенок, но мы встали раньше. Мы как раз успели позавтракать, когда на противоположном берегу появился «Витязь» и направился к броду. Мы тоже двинули параллельным курсом к переправе.

«Витязю» глубина нипочем

 

Крузаки на фоне «Витязя». Можно оценить высоту «бампера» вездехода по стоящему рядом человеку

 

Ходовая вездехода

 

Механизм, соединяющий половинки вездехода. Кардан для передачи крутящего момента на заднюю подвеску и гидроприводы для артикуляции.

 

Посмотрели, как вездеход переправляется по броду. В самом глубоком месте он погрузился по бампер. А бампер у него почти на высоте 2 метров. Самим нам тут не переехать. Парни привезли нам 200 литров солярки. Потом мы все вместе стали помогать загружать трактор в кузов. Заезжал он по мосткам из досок, но одна из досок сломалась и трактор перевернулся. Доски заменили, подстраховали их хайджеком. Кое-как завели трактор и всем миром закатили его в кузов. На тот берег напросился поехать Танкист. Сделал по пути немного фоток.

Уронили тракторишку при загрузке в кузов

 

Всем миром подняли и закатили

 

Пока вездеход возил трактор, мы с Двенадцатым перелили соляру к себе в баки и канистры. Когда вездеход вернулся, у парней оказалось с собой немного пива. А день как раз выдался солнечный и жаркий. Мы немного отметили знакомство. Сделали пару снимков на фоне вездехода и наших машин. Поделились впечатлениями от «дороги» на буфер, посмотрели фото-видео. Потом решили отогнать вездеход с глаз долой в лес и продолжить распивать пенные напитки у нас в лагере. Ребята позвонили кому-то в поселок и через полчаса к нашему шатру причалила лодка с очередным запасом пива и пакетом вяленной рыбы, который собрала и передала Светлана. В общем, посидели и еще немного пообщались. Виктор, так зовут напарника Макса, рассказал нам, что пешком и «инкогнито» сходить на эпицентр взрыва метеорита нам никак не удастся. По всей тропе расставлены фотоловушки, которые регулярно проверяются охраной заповедника. Поэтому, нас быстро обнаружат, догонят на гусеничном вездеходе, доставят обратно в поселок и оштрафуют. Так что, если мы хотим туда попасть, то делать это нужно только легально, по установленным в заповеднике правилам.

Потом парни решили, что пора ехать. Если честно, расставаться с ними совсем не хотелось. Вроде бы и знакомы-то мы совсем немного, но общая тема бездорожья, разговор о пройденном зимнике, о любимой технике, и о жизни как-то породнил нас с этими простыми и открытыми людьми. Но, пора ехать - значит пора. Их знакомый тоже отчалил на лодке в поселок, а мы остались. Раз уж сегодня воскресенье, а мы-таки в отпуске, то и дел на сегодня больше не было никаких.

Танкист прокатился на другой берег

 

В кабине «Витязя»

 

Единомышленники: Виктор, Танкист, Макс, Двенадцатый, Шевген

 

Вечером созвонились с Евгением, который обещал отвезти нас в поселок. Все осталось в силе, поэтому спать мы легли пораньше.

 

31.08.15

Утром встали тоже пораньше, быстро позавтракали, оделись поприличнее. Я позвонил Евгению и через полчаса мы все втроем с собаками загрузились в шитик и поехали в Ванавару.

На берегу пересели из лодки в женин Hi-Lux, я с Двенадцатым и собаками – в кузовок, и поехали в администрацию заповедника.

Посетили администрацию заповедника

 

Всякие экспонаты там

 

Зубы мамонта

 

Там нас очень тепло приняли. Провели нам целую экскурсию про метеорит, про исследователя метеорита Леонида Кулика и его экспедиции, вообще, про жизнь вокруг эпицентра за все годы после тунгусской трагедии. Было очень интересно. Сам заповедник организован в 90-е годы одним из исследователей метеорита, академиком Николаем Васильевым. Сейчас сотрудники заповедника занимаются изучением и сохранением животного и растительного мира заповедника, а также развитием туристического направления (водят туры к месту падения метеорита). По турам ситуация оказалась такая. Есть три варианта попасть к эпицентру:

  1. Пешком пройти 86 км от Ванавары (из них первые 40 км по сплошному болоту, затем как-то переправиться через реку Чамба и дальше от кордона «Выезд» уже двигаться 45 км по заповеднику, по тропе Кулика до изб Кулика, горы Фарингтон и самого эпицентра. В заповеднике сказали, что такие туры они не водят, но раньше такое практиковалось.
  2. Первую часть маршрута до кордона «Выезд» проплыть на лодке (весной) или проехать на гусеничном вездеходе, принадлежащем заповеднику, а оттуда опять пешком 45 км по тропе Кулика. Стоимость такого тура с питанием, егерями охраны и экскурсоводом нам озвучили в 23 т.р. с человека.
  3. Вертолетом из Ванавары до изб Кулика, там небольшая экскурсия и обратно тоже вертолетом. Стоимость такого тура – 33 т.р. с человека и группа от 10 человек.

Кроме того, все эти туры и все группы организовываются сильно заранее, заповедник завозит продукты во все кордоны по пути следования туристов и т.д. А диких туристов они не пускают, особенно с собаками и ружьем (медведи в заповеднике не редкость, поэтому без ружья опасно). Вдоль тропы стоят фотоловушки, так что незваным гостям там будут не очень рады. О чем нам и говорил ранее Виктор.

Выйдя из администрации «Тунгусского» заповедника с кучей приятных впечатлений и новых знаний, мы отправились погулять по Ванаваре. Еще мы хотели попасть в музей, но он почему-то оказался закрытым.

Сфотографировали из-за забора усадьбу музея

 

А в сам музей мы так и не попали

 

Мы прошлись по Ванаваре, нашли около дома, где живет Макс одну из тех самых «газелей» осмотрели ее, прошлись мимо церкви, по одной из центральных улиц, сфотографировались около стелы в виде оранжевого шара, символизирующей метеорит. Зашли в пару магазинов, купили хлеба, газ для плитки и немного пива и отправились на лодочную станцию. Там сторож посадил нас на один из шитиков и отвез в лагерь. На этом наше посещение Ванавары закончилось.

 

Фото на память на фоне стелы, символизирующей по всей видимости метеорит

 

Танкист там тоже был, да!

 

 Стела

 

Та самая «Газель». Собственно, от Газели тут только кабина J

 

Вид сбоку. Мосты и раздатки от ГАЗ-66, 4 оси, колеса – ободрыши от чего-то большого.

 

Когда мы перед ужином сидели с пивом, мы увидели, как на нашей стороне реки из леса выехала ТМ-ка. Танкист и я пошли поздороваться, а когда мы подошли к поджидавшему нас вездеходу, оказалось, что на нем еще и наши новые друзья вернулись. Оказалось, что на «Витязе» сломалась бортовая передача и Макс с Витьком вернулись в Ванавару заказывать из Красноярска недостающие запчасти. Как они нам сказали, вездеход они оставили в лесу в 70 км. А парни из ТМ-ки сказали, что топор наш лежит на прежнем месте, они его видели, но брать не стали.

Немного фото поселка

 

Немного фото поселка

 

Немного фото поселка

 

Для информации

 

Спускаемся к реке.

 

Идем на шитике в лагерь из Ванавары

 

Раз уж переправлять машины через разлившуюся Тунгуску мы не стали и на эпицентр так и не собрались сходить, то решено было на следующий день провести обслуживание машин и ехать назад той же дорогой.

 

Окончание здесь

Категория: Мои статьи | Добавил: Шевген (09.12.2015)
Просмотров: 2365 | Рейтинг: 5.0/1
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]
Поиск
Поиск
Категории раздела
Мои статьи [18]
Поиск
Категории раздела
Мои статьи [18]
Поиск
Категории раздела
Мои статьи [18]
Бесплатный хостинг uCoz